Здесь не Там / There not Here

Блог о работе в разных странах

Богатый улов социальных сетей

Декабрь20

Григорий GriGre — Россия, Санкт-Петербург
Распространяясь быстрее любой лихорадки или нового блокбастера, социальные сети шагают по планете, заманивая каждого встречного в паутину виртуальной дружбы. Вести блог, твиттер и иметь аккаунт в паре-тройке сетях считается сегодня нормой. Но как и любая виртуальная активность, социальные сети требуют внимания, времени и умения с ними обращаться. Эмоциональная зависимость от социальных сетей и излишняя откровенность могут стать причиной серьезного конфликта с работодателем или даже стоить тебе рабочего места. Почему это происходит? Что делать в такой ситуации? И вообще как себя вести в виртуально-социальной жизни?

Новая возможность потерять реальность

Самыми популярными из существующих сетей считаются два сайта «отечественного производства»: «ВКонтакте» и «Одноклассники». В последний год произошел передел рынка, «ВКонтакте» занял твердое первое место по посещаемости среди сайтов рунета, обогнав даже Яндекс и Mail.ru, а «Одноклассники» напротив сдали позиции, выйдя даже из первой сотни! Также на российском рынке появился серьезный конкурент и мировой гигант «Facebook», ранее особой симпатией у россиян не пользовавшийся.

«Встретимся ВКонтакте!», «Постучись ко мне в Facebook», «У меня уже сотня друзей в группе!» — подобными фразами уже не удивишь никого, ни десятилетнего школьника, ни человека пенсионного возраста. За последние четыре года деятельность россиян в социальных сетях значительно расширилась: в них не только общаются и дружат, но и находят мужей, любовниц, ищут работу, ругают политиков, общаются со звездами и делают бизнес. Но разве это плохо?

Люди получили новую возможность общаться, стерлись границы между городами, социальным статусом и практически исчезли комплексы. «ВКонтакте» все равны: о тебе судят по твоим фото, профилю и статусам. В тематических группах в «Мой круг» или «Facebook» можно найти работу и завести полезные знакомства. Это действительно так, но, как отмечают психологи, массовая подмена таких понятий как «друг» и «общение» на виртуальные «френд» и «сообщение» не проходит для человека бесследно. Многие, погружаясь в свой виртуальный образ, забывают как общаться с реальными людьми. Также развивается виртуальная зависимость и необходимость всегда быть «в сети». Человек перестает ощущать границу между реальным миром и виртуальностью, как следствие это отражается на его карьере.

HR менеджер следит за тобой!

Несмотря на то, что социальные сети были придуманы в первую очередь для личных контактов, а не профессиональных, они существенно изменили и поиск работы. Сейчас через социальные сети не только ищут сотрудников, но и составляют его психологический портрет. Сегодня аккаунт в соц.сети может рассказать о человеке даже больше, чем его резюме.

Всем уже известно, что в любой серьезной фирме кандидатов пробивают по Googlе, «Вконтакте», и «Facebook» Если ты этого еще не знаешь, тогда, стоит позаботиться о своих откровенных фото, дурацких заметках, заброшенных блогах и прочем компромате. Потрудись создать нормальную страницу с реальными данными, которая покажет тебя с лучшей стороны. Менеджеры по персоналу отличные психологи и даже в обычном профиле на сайте занкомств или фанатов твоей футбольной команды могут найти много интересного о твоем богатом внутреннем мире. Поэтому не дай им делать выводы и… отказать в должности еще до собеседования!

В серьезных компаниях не приветствуется виртуальная показуха, эмоциональная нестабильность и небрежное отношение с информацией.

Раскрути себя сам

С другой стороны, умение правильно себя раскрутить в социальной сети, может сработать как первоклассный PR. Для того чтобы работодатель узнал тебя с лучшей стороны нужно:

1. Сделать «грамотный» профиль в социальной сети: умеренно-серьезное фото, список предыдущих мест работы и удачных проектов, желательно со ссылками.
2. Вступить в профессиональные группы по интересам и проявлять в них активность.
3. Показывать свою компетентность даже в мелочах, например, проявляя деловую активность в статусах, публикуя небольшие заметки.
4. Не постить легкомысленные фотографии.
5. Не постить отчеты о приватной жизни типа:
«Довольный, но ужратый пивом» или «Блин, как мне стремно».

При соблюдении этих простых правил появляются дополнительные шансы получить работу, о которой раньше приходилось только мечтать. Умение правильно «продать» себя, на сегодняшний день, одно из самых важных. Главный принцип в подобном методе самопродвижения — не сочинять. Никаких небылиц о бывшей работе или приписывания чужих заслуг. Любое вранье рано или поздно узнают.

Ты ВРаботе или ВКонтакте?

Отношение работодателей к социальным сетям неоднозначно, но большинство сходятся во мнении, что это лишняя головная боль. Раньше работодатели просто закрывали глаза на пристрастие работников пользоваться Интернетом, но появлением социальных сетей ситуация сильно изменилась. Активная виртуальная жизнь стала существенно тормозить рабочий процесс. Большинство сотрудников предпочитают вести активную виртуальную жизнь в разгар рабочего дня, что не только снижает работоспособность, но и влечет за собой серьезные ошибки в работе. Некоторые умудряются полностью «выпасть» из рабочего процесса, забывая отвечать на телефонные звонки или даже приходить на встречу с клиентом.

Бороться с такой напастью в России, работодатели решили просто, перекрыв доступ к определенным сайтам, которые посещают сотрудники в офисе. В Европе на подобную «крутую» меру сначала не решались, потому как могли возникнуть вопросы об ущемлении прав, но и их терпение лопнуло. Все больше появляются сообщений об ограничении доступа сотрудников к социальным сетям в разных странах. Это конечно суровая мера, но действенная. Сейчас она эффективна лишь наполовину, так как все сайты социальных сетей обзавелись мобильными версиями сайтов, чем и пользуются большинство «зависимых» сотрудников.

Однако есть и счастливчики, которым не только не перекрывают доступ, но и поощряют пользование социальными сетями на работе. Это профессиональные блоггеры, постеры и менеджеры по продвижению товаров и услуг в интернете. Используя базу социальных сетей они мягко, но настойчиво предлагают товар нужной целевой аудитории. А социальные сети со своей стороны только поощряют подобный стиль ведения бизнеса, состригая немалые суммы на рекламе.

Если шеф постучался в друзья

Отдельным пунктом в теме социальных паутин стоит выделить общение с коллегами и начальником. Это совершенно новая тенденция в трудовых отношениях, которая еще не нашла своего отражения в официальных законодательных актах и только только начинает появляться в книгах по деловому этикету. Понятно, что использование аськи или скайпа в рабочих целях уже привычно. А что делать, если шеф стучится к тебе в друзья «ВКонтакте»?

Американские эксперты советуют рядовым сотрудникам «не дружить» с теми, кто находится выше или ниже по карьерной лестнице, а заводить контакты только среди «себе подобных». Но в реальной жизни решить этот вопрос не так просто. С одной стороны, шеф не чужой человек и узнать подробности о его личной жизни тоже интересно. С другой стороны, это вторжение в твою личную жизнь и постоянный невидимый контроль, который будет эффективнее любой аудиторской проверки.

Как только шеф появится в «друзьях», он сможет наблюдать, когда ты «онлайн», какой у тебя «статус», сколько и какие загружены фотографии, переписываешься ли ты в рабочее время и т. д. Чтобы не нарваться на неприятности, придется следить за своими эмоциями, ведь написанный с горяча статус «гори в аду эта работа» может стать компрометирующей информацией.

Несмотря на наличие стольких рисков, многие работники не решаются отказать начальнику в «дружбе», опасаясь увольнения или испорченных отношений. Действительно, юридически работодатель сделать ничего не имеет права, ни уволить, ни вынести предупреждение, а вот фактически, как у нас всегда у нас и происходит, все что угодно. Если не хватает смелости отказаться от виртуальной дружбы с начальником, то можно пойти на компромисс: добавить его в друзья, но ограничить доступ к своему профилю и личным данным, как например можно сделать «ВКонтакте».

Техника безопасности в социальных сетях

Сколько бы дискуссий и спорных ситуаций не возникало вокруг социальных сетей, они уже являются частью нашей жизни. А потому знание техники безопасности в виртуальном социуме просто необходимо. Итак, несколько советов как правильно пользоваться социальной сетью:

1. Следи за своими личными денными.
Прежде чем выложить фото, статью про себя или свои контактные данные подумай о том, что эта информация сохранится на долгие годы и будет доступна миллионам. Интернет помнит все, даже если ты об этом забыл или удалил информацию. В поисковике можно можно найти сохраненные копии давно несуществующих страниц, по которым работодатель может узнать о твоей бурной общественной жизни, о «нездоровых» желаниях на сайтах знакомств или про участие в конкурсе «Лучшие сиськи недели». Вряд ли подобные страницы биографии будут способствовать твоему карьерному росту.

2. Соблюдай правила безопасности.
Не соглашайся на рассылки и скачивание программ, файлов, о которых ты не знаешь или знаешь не все. А также никогда не используй рабочую электронную почту в качестве базовой для социальных сетей. Так, например, неграмотное обращение с Facebook может легко привести к увольнению. В Европе зарегистрировано уже более десятка случаев увольнений из-за того, что на рабочую почту руководителя приходили уведомления из социальной сети, предлагающие дружбу или просмотр новых фото от сотрудников. Дело в том что, Facebook первым сделал функцию «пригласить друзей по e-mail», воспользовавшись которой человек автоматически дает согласие на рассылку приглашений от своего имени всем (!) контактам из своей адресной книги. При этом программа не разбирает, кому эти уведомления приходят, будь то друзья, родственники, начальник или важный клиент. В России подобные случаи пока не известны, но это дело времени.

3. Не смешивай личную жизнь с работой.
Если хочется общаться в социальных сетях — общайся, но лучше избегать любого упоминания о своей компании и рабочего процесса в открытых комментариях или статусах. Помни, что даже если ты высказываешь свое мнение о компании или ее продукции, это может быть расценено как нанесение ущерба имиджу компании, а иногда даже разглашением конфиденциальной информации. К социальным сетям следует относиться так же, как и любому другому виду общения — отвечать за свои слова.

Используй сеть себе во благо

Прочитав этот материал, некоторые могут подумать, что социальные сети таят слишком много ловушек и лучше исключить себя из виртуальной жизни. Но это приведет лишь к тому, что ты всегда будешь отставать от технического прогресса. Чтобы мы ни думали, в будущем не обойтись без виртуального общения. А потому, чтобы не попасть в сети, расставленные другими, лучше всего самому стать профессиональным рыбаком, используя социальные сети во благо своего карьерного роста и благосостояния.