Здесь не Там / There not Here

Блог о работе в разных странах

Во имя босса, акционеров и роста прибыли. Аминь!

Август10

Во имя босса, акционеров и роста прибыли. Аминь!

  • Во имя босса, акционеров и роста прибыли. Аминь! Izdato RussiaАртём Izdato — Россия, Москва
    Когда-то, помню, я сильно удивился, когда заметил, что генеральный директор компании много времени проводит с начальницей службы персонала. Да и отношение к ней было такое…

Нет – никакого адюльтера. Повышенное внимание и доверие. В общем, все кадровики стояли если не над всеми прочими, то где-то в стороне.
Потом я забыл об этих мыслях. А потом в компании началась реструктуризация, стали появляться новые отделы и департаменты, новые должности. При этом общее количество сотрудников оставалось примерно таким же. Потом стали регулярно проводить какие-то корпоративные праздники, появилась собственная газета для сотрудников, внутрикорпоративный портал с блогами сотрудников. Регулярные конкурсы и награждения победителей… Прямо не холдинг, а пионерский лагерь. Важно отметить, что рост зарплаты, мягко говоря, замедлился.
Отношения в коллективе тоже изменились. Люди стали более ответственными и искренне (до валидола) переживали за результаты деятельности компании. При этом каждый из них делал какую-то маленькую часть работы, не очень представляя процесса в целом. Однако даже при этом люди готовы были ночевать на работе, забывая себя, своих друзей и семьи.
Что же случилось? Что стало с людьми? Вернее – чего такого сделала компания, что сотрудники приобрели такое служебное рвение за те же (или даже меньшие) деньги?
Ответ кроется в словосочетании «корпоративная культура». По этими словами я понимаю комплекс мероприятий, в который входит множество процессов: собственно корпоративная культура, одноименная этика, система мотивации, реструктуризация и система ротации кадров, внутренний PR…
Степень влияния этого комплекса на каждого человека различается. Различается также система и степень применения этого комплекса в различных компаниях.
Одно остается неизменным – буквально через несколько месяцев после начала реализации этих способов управления персоналом, люди начинают воспринимать свою компанию как некое высшее существо, а беззаветное служение ей — как величайшую цель своей жизни.
Я видел людей, впадающих в тяжелую депрессию после того, как они получали известие об увольнении или понижении в должности. Я видел, что люди готовы в буквальном смысле ночевать на работе, ссориться из-за этого с подругами и женами, и все ради того, чтобы получить приз «сотрудник месяца» (даже без денежной премии).
Корпоративные монстры придумали эту корпоративную религию с вполне понятной целью – повысить отдачу от каждого отдельного сотрудника при общем снижении расходов на персонал. Корпоративная культура тоже обходится не дешево, но это не идет ни в какое сравнение с тем, какие затраты потребовались бы от компании, реши она мотивировать сотрудников до такой же степени просто «рублем». Создание иллюзии обходится дешевле.
Иллюзия карьерного роста – можно назвать сотрудника «руководителем департамента» или отдела или направления. И не важно, что этот департамент, отдел или направление состоит из него одного.
Иллюзия сопричастности – многочисленные совещания, «тим-билдинги«, тренинги создают иллюзию, что компания является чем-то своим. Но при этом сотрудник не обладает ни одной акцией компании и совершенно не участвует в распределении ее прибыли.
Иллюзия причастности к закрытому клубу или «семье» – корпоративные праздники, интервью и заметки в корпоративной газете превосходно могут заменить человеку его собственную личную жизнь.
Мораль или вывод? Извольте. Я считаю, что крупные корпорации превратились в новые церкви или секты с полным набором ритуалов, догматов и символов веры. И, как в любой нормальной секте, все здесь направлено на получение прибыли ограниченным числом элитных «служителей культа».
Я давно покинул тот холдинг и возвращаться в крупную организацию для того, чтобы строить там карьеру, меня совершенно не тянет. Сейчас я работаю в небольшой лизинговой компании – уютный офис, отличный коллектив, свободный график. Но даже эту работу я рассматриваю как временный перевалочный пункт. Планы не строю. Ищу занятие, которое позволило бы мне никогда в жизни не надевать офисную спецодежду, не писать отчеты и не участвовать в совещаниях. Существует где-то такая работа? : — )

  • GriGre

    Так, как надо!

    Мне кажется, управление большим количеством людей предполагает определенную схему подкрепленную идеологией. Схема или план нужен для того, чтобы достичь определенного результата. А вот чтобы этот план сработал, нужна идеология, которая четко расписывает то, что можно, а что нельзя, как делать надо и как не надо. Это очень удобно, потому что если человек знает как надо, он не задает лишних вопросов, не тратит время зря, и не отвлекает других, он просто делает так, как надо!

    Не удивительно, что в своей статье Артем сравнивает корпоративную культуру с религией. Как бы мы не относились к церкви, верили или не верили в Бога, религия объединяет народ, дает ему свод правил и объясняет как делать правильно, а как нет. Например, без одержимости религией не было бы крестовых походов в средние века в Европе, когда люди свято веря в церковную идеологию крестили всех направо и налево, прививая свою культуру насильно. А если вдуматься, зачем им это было нужно? Что от этого получал человек участвовавший в походе? Думаю, что зарплату в те годы за это дело не выдавали, поэтому люди довольствовались моральным удовлетворением своих амбиций.

    Еще один хороший пример – это посторонние коммунизма на пути к светлому будущему. Выражаясь современным языком, PR-компания Владимира Ленина сработала на долгие годы вперед. Советская страна жила и развивалась по пути, предначертанному её основателем. Заветы Ильича стали культом, люди строили коммунизм, не задавая лишних вопросов. А рабочий процесс в те годы отличался неудержимым желанием поставить рекорды, пятилетку в три года выполняли ударными темпами и не за зарплату, а за веру в светлое будущее.

    В наше время, в погоне за результатом появляются новые идеологии, одной из них и является корпоративная культура. Конечно ее нам навязывают, компании диктуют свои правила, но если эти правила кому-то не нравятся, то почему бы не придумать свои? 🙂 Грандиозных планов конечно можно не строить, но вот задуматься о работе своей мечты повод есть!

  • toasty redhead

    I never thought of it that way, well put!