Здесь не Там / There not Here

Блог о работе в разных странах

Дресс-код по правилам и без!

Ноябрь11

Дресс код по правилам и без! dress code

Дресс код по правилам и без! GriGre Russia1 150x150Григорий GriGre — Россия, Санкт-Петербург
Слегка развалившись в кресле, он сидит за рабочим столом. Огромный монитор, чашка кофе, горы исписанных черновиков. На нем удобный джемпер и любимые джинсы. Пальцы бегают по клавиатуре, творя очередной шедевр — обращение к клиентам. Он — один из ведущих специалистов по маркетингу успешно развивающегося банка «Тинькофф. Кредитные системы». «Он такой как все» — и он может позволить себе то, что не могут позволить себе работники других банков в России, — одеваться так, как ему хочется, потому что один из главных принципов нового проекта Олега Тинькова — свобода выбора. В том числе и в одежде сотрудников. Однако этот банк лишь исключение, подтверждающее правило. Большинство офисных работников, а также работников сферы обслуживания вынуждены подчиняться жестким правилам своей компании в выборе одежды для работы.

Дресс-код по-английски и его главный принцип

Изначально понятие дресс-код было придумано, чтобы четко ограничить формат одежды на светских приемах или общественных мероприятиях. Педантичные англичане не могли допустить, чтобы кто-нибудь, особенно из приезжих, заявился на званый прием в джинсах или, не дай бог, в несерьезном джемпере, при заявленном формате Full formal. Для этого были определены и подробно описаны «уровни» дресс-кода от официального формата королевского приема до загородной вечеринки в свободном стиле. В России же красивое словосочетание было изначально истолковано не совсем верно. Сейчас так называется фирменный стиль на предприятиях, требования к одежде в определенной компании и даже «умение правильно одеваться». По сути, российский дресс-код стал лишь отголоском английского понятия и перенял самый главный принцип — требования к внешнему виду в зависимости от ситуации.

Основными и особо ярыми поклонниками дресс-кода в России являются крупные промышленные гиганты (Газпром, Роснефть), банковская и околобанковская сферы (банки, страховые компании, консалтинговые фирмы и тд.) и особо прогрессивные фирмы средней руки, базирующие концепцию своего бизнеса на западной философии.

Дресс-код по-русски или из крайности в крайность

Сейчас почти в каждом современном офисе можно встретиться с одной из крайностей дресс-кода: либо он жесточайший, либо его нет в принципе.

Если все мужчины в офисе поголовно одеты в пиджаки или рубашки с галстуками, а девушки в юбках до колена или брючных костюмах, то это стопроцентно классический «офисный формат». Его основные принципы. Элегантные брючные или юбочные костюмы спокойных тонов для женщин в сочетании со светлыми блузками, каблук средней высоты и умеренная бижутерия без кричащих деталей. Для мужчин — обычный костюм-двойка темного (но не черного) оттенка, светлые рубашки и галстук. На ногах — туфли. Для такого формата категорически неприемлемы глубокие вырезы и мини-юбки у женщин, футболки или джинсы у мужчин. Несомненный плюс такого подхода к одежде — аккуратность и строгость внешнего вида сотрудника, располагающее к деловому общению. Минус — во-первых, потеря их индивидуальности, а во-вторых, преобладание темных и холодных оттенков снижает уровень «гормона счастья» в офисе.

Если же в офисе преобладают мужчины в просторных свитерах и джинсах, женщины позволяют себе высоченные платформы, яркие аксессуары и пестрые колготки, а у системного администратора явно несвежая футболка с надписью «Punk not dead», значит судьба свела вас с компанией, не обремененной жесткими правилами и допускающей «свободный стиль» в одежде. Его основные принципы — никаких ограничений кроме здравого смысла. В таком офисе не возбраняется ходить даже в тапочках и любимом бабушкином свитере, но вот баллов со стороны клиентов такой внешний вид вряд ли прибавит. Зато несомненным плюсом будет хорошее настроение и удобство самих сотрудников, что безусловно повышает работоспособность.

Некоторые компании находят компромисс между двумя крайностями, который устраивает и руководство компании, и персонал. С понедельника по четверг в компании придерживаются делового стиля, а в пятницу позволяется свободный стиль (например, джинсы, футболки, яркие тона и т. д.). Среднестатистические требования любого российского офиса: легкий деловой стиль, отсутствие глубоких вырезов, яркого макияжа, футболок, а также пирсинга, татуировок и нестандартных причесок (дреды, ирокез) у сотрудников.

Моя компания — мои правила

В любой компании тон во внешнем виде задает его руководитель. Именно он обозначает требования к одежде либо своим личным примером, либо четко прописанным корпоративным кодексом. Но в последнее время все чаще успешные бизнесмены отказываются от строгих пиджаков «с иголочки» и темных тонов в пользу свободного стиля небрежности, дополненного дорогими аксессуарами. Одевая на собрание акционеров потертый твидовой пиджак и видавшие виды джинсы, директор компании зачастую выглядит белой вороной на фоне своих гладко выбритых и отутюженных заместителей.

А вот менеджеры среднего и малого звена наоборот безумно педантичны и придирчивы к своему внешнему виду. Для них отутюженная рубашка и дорогой портфель — признаки собственной успешности и собственной значимости. Понаблюдайте, как иногда нелепо смотрится неопытный клерк в банке, который несмотря на свой «суперделовой» стиль одежды, не может решить возникшую проблему. Ведь благодаря лишь одному внешнему виду нельзя стать профессионалом, а квалификация профессионала не зависит от того, что на нем надето.

Есть еще интересный пример, один из московских бизнесменов, известный в узких кругах, носит бороду, фетровую шляпу и светло-розовую рубашку в горошек в сочетании с классическим костюмом. Он не забивает себе голову мыслями о том, что директор достаточно крупной компании по разработке систем управления электронными сетями должен выглядеть «строго и по-деловому». Для него бизнес — всего лишь игрушка, в свободное время от московских клубов и ожидания, когда ему достанется немалое наследство папы-министра. Но именно эта экстравагантность и легкость в отношении к бизнесу творят чудеса, партнеры умиляются его выходкам, клиенты делают выгодные предложения. А сотрудники фирмы, четыре из пяти дней в неделю соблюдающие офисный дресс-код, по пятницам с удовольствием облачаются в любимые джинсы и панковские майки и поглощают пиво с шашлыками в компании своего своеобразного шефа.

Гениям закон не писан

И напоследок. Многие правила существуют десятки и сотни лет, но всегда находятся те, кто легко и непринужденно их нарушает, избегая какого-либо наказания. Так же и с форматом одежды на рабочем месте. Если вам слишком дороги ваш пирсинг в брови, вы не можете представить себя без любимых рваных джинсов или по глупости сделали безумную татуировку на самом видном месте, то и в таком виде можно сохранить свое рабочее место даже в самой формализованной конторе. Для этого всего лишь нужно быть гением своего дела. Причуды гениев готовы терпеть даже самые требовательные руководители, ведь прибыль, которую они приносят, с лихвой перекрывает небольшие чудачества.

Да, есть еще один вариант. Можно быть просто Темой Лебедевым в растянутой футболке с неприличным словом во всю грудь. Из личного пофигизма и наплевательского отношения к нормам российского бизнеса он сделал собственный бренд. Теперь у него свои правила.

  • Pingback: Tweets that mention Здесь не Там / There not Here » Blog Archive » Дресс-код по правилам и без! -- Topsy.com

  • Izdato

    Гриша, я как заядлый анархист, поддерживаю свободный стиль в одежде. Бывали периоды, когда мне тоже приходилось страдать в «темной двойке» и туфлях, когда хотелось надеть любимые джинсы и кроссовки.
    Но самая грустная мысль, которая посетила меня тогда и посещает до сих пор во время визитов в крупные офисные центры — это отсутствиет вкуса у людей, которые носят костюмы.
    Существует распространенное мнение, что мужчине, чтобы выглядеть элегантным, достаточно надеть костюм. Но это далеко не так. При всем ее разнообразии, в обычную «кэжуальную» одежду гораздо проще одеться красиво и со вкусом.
    Костюм не так прост. На самом деле надо очень и очень постараться, чтобы костюм на тебе не выглядел обычной офисной спецодеждой. И дело не только в цене костюма, но и в умении человека его носить, умении подбирать различные его элементы и аксессуары.
    Лично я не чувствую в себе таланта и способности носить такую одежду. А если не умеешь — то зачем превращаться в одного из многих тысяч офисных гастарбайтеров с темно-синих спецовках стоимостью 400-600 долларов? 🙂