Здесь не Там / There not Here

Блог о работе в разных странах

Как стать гастарбайтером, или поиск работы в Европе

Ноябрь30

Как стать гастарбайтером, или поиск работы в Европе job search

В последнее время все большее количество российских специалистов стремится поехать работать в Европу. С целью помочь страждущим мы попытались собрать воедино имеющийся у нас опыт поиска работы в европейских странах и сформулировать на его основе несколько полезных советов. Мы не стали касаться темы научной эмиграции за неимением опыта в данной сфере. Мы надеемся, что наша статья заинтересует тех, кто хотел бы найти работу в одной из европейских компаний.

Рынок труда в Европе устроен по-разному в зависимости от страны. В Италии, например, первым и обязательным в 99% случаев этапом карьеры в компании является стажировка. Как правило, стажировка оплачивается (от 300 до 900 евро в месяц), или, в крайнем случае, компания возмещает затраты на питание и проезд до места работы. Минимальный период – 3 месяца, но компании предпочитают брать не меньше чем на 6 месяцев, чтобы молодого сотрудника можно было чему-то научить. Для каждого новоиспеченного стажера назначается так называемый tutor, т.е. наставник, который берет на себя ответственность за все действия стажера, представляет его коллегам и вводит в курс дела. Как правило, в роли tutor’а выступает непосредственный начальник. Как утверждают все компании и большинство агентств по найму персонала, период стажировки – это что-то вроде испытательного срока, который помогает понять как компании, так и кандидату, насколько они подходят друг другу. Этот подготовительный период, по своей логике, должен переливаться в официальный контракт с более высокой зарплатой и конкретной должностью, но, к сожалению, так бывает не всегда. В последнее время компании все чаще стали злоупотреблять стажерами для выполнения «грязной» работы, не требующей опыта, например data entry, регистрация фактур и т.п. Это приводит к тому, что молодой человек/девушка, еще толком не начав работать, после шести месяцев, проведенных у копировального аппарата, должен/на заново начинать поиск стажировки с надеждой найти что-то более содержательное и полезное.

После стажировки нормальная компания (не относящаяся к разряду вышеописанных эксплуататоров) предлагает стажеру контракт на работу. Получить работу, не пройдя прежде через стажировку, становится все труднее и труднее, особенно в свете мирового кризиса. Конечно, всегда бывают исключения, но в Италии, например, они настолько редки, что только подтверждают

правило. Контракты в Италии регулируются на национальном уровне, т.е. существуют различные категории контрактов (например, энергетика, химия, коммерция и т.д.), которые определяют количество отпускных дней, минимальную зарплату, порядок оплаты командировок, контрактные уровни карьерной лестницы и т.д. Таким образом, для двух людей, работающих в разных компаниях энергетического сектора, все эти базовые параметры совпадают. Естественно, компания имеет права их адаптировать под себя (например, увеличивать минимальную зарплату и т.д.), но основные принципы должны соответствовать национальному контракту.

Помимо стажировок, в Европе весьма популярны graduate и trainee программы. Длятся они обычно год-два и предназначены либо для свежеиспеченных выпускников, либо для специалистов с небольшим опытом работы (примерно до 2-3-х лет). Эти программы привлекательнее стажировок как в содержательном, так и в материальном плане. В течение программы сотрудник, как правило, успевает поработать в нескольких отделах (функциях), иногда также в разных странах (что может быть затруднительно для российских граждан ввиду различного рода иммиграционной бюрократии). Вознаграждение обычно сопоставимо с нормальными entry-level зарплатами в отрасли.

Тут необходимо отметить, что компании предпочитают¸ чтобы кандидат начинал graduate или trainee программу в своей стране и только потом ехал в зарубежный филиал. Однако встречаются и исключения из этого правила.

После успешного прохождения graduate или trainee программы есть шанс получить предложение о работе на постоянной основе. Если говорить о Германии, например, то компании все реже подписывают со своими новоиспеченными сотрудниками постоянные контракты. Чаще всего оформляется временный договор на два года с возможностью продления. Испытательный срок, как правило, составляет 6 месяцев. Уровень вознаграждения, как и в Италии, зависит от отрасли, расположения компании и т.д. (к примеру, если офис расположен в восточной части Берлина, ждите более низких зарплат, чем в компаниях западного Берлина). Не исключено, что функцию этих самых двух лет (временного контракта) выполнит trainee программа, и после нее с сотрудником сразу заключат бессрочный трудовой договор.

Первую работу молодые люди обычно ищут с помощью карьерного офиса своего университета или с помощью Интернет-сайтов. Карьерные офисы (центры карьер) в Европе очень сильно отличаются от их аналогов в большинстве российских вузов. Последние занимают, как правило, пассивную позицию и ограничиваются принятием заявок от местных компаний на должности секретарш, грузчиков, менеджеров по продажам и т.д. и уж тем более не проводят никаких образовательных мероприятий. Карьерные офисы при университетах в Европе постоянно организуют презентации и семинары компаний, набирающих молодых специалистов, проактивно подходят к вопросу открытых позиций – поддерживают контакты с компаниями и регулярно устраивают ярмарки вакансий, а также оказывают поддержку в оформлении документов на стажировку/работу.

Кстати, ярмарки вакансий являются очень важным моментом в жизни каждого студента и любого желающего найти работу в Европе – это возможность не только узнать больше о компаниях, но и лично пообщаться с представителями HR, отдать им в руки свое резюме и даже назначить индивидуальное собеседование. В Милане самой важной ярмаркой является Synesis Forum, она проходит два раза в год: весной и осенью. Кроме того, существуют ярмарки, которые проводят университеты исключительно для своих выпускников — так называемые Career Days.

В Берлине ежегодно в мае проводится ярмарка вакансий (карьерный форум) «Careers in Europe». Осенью ее проводят в Брюсселе, а также проводится отдельное мероприятие специально для женщин (чтобы стимулировать развитие женской карьеры). Для того чтобы попасть на этот форум, необходимо заранее заполнить заявку на сайте (www.careersineurope.com). Ваше резюме будет показано компаниям-участницам форума (обычно это несколько десятков крупных европейских компаний). Если хотя бы один участник заинтересуется вами и назначит вам собеседование на форуме, то вас пригласят к участию в мероприятии. Форум длится 2-3 дня. В течение этого времени вы посещаете стенды различных работодателей, общаетесь с ними, назначаете собеседования, которые проходят как прямо во время форума, так и после него (в случае, если вам придется ехать на собеседование, ассессмент-центр или любой другой этап отбора в другой город/страну, затраты на поездку, как правило, будет возмещать потенциальный работодатель). Кроме того, участие в подобных мероприятиях дает возможности для networking.

Что касается Интернет-сайтов, то в Италии абсолютный чемпион – www.monster.it: удобная система поиска, большое количество предложений, возможность сохранять свои резюме и рекомендательные письма, а также множество советов по их написанию. В Германии «монстром» тоже активно пользуются и всегда советуют его тем, кто хочет найти или поменять работу.

Специалистам с некоторым опытом работы (2-3 года), помимо уже привычного им «монстра», нельзя забывать про социальные сети. Стремительно набирающая популярность «Linkedin» все чаще становится ценнейшей базой данных для хэдхантеров и агенств по поиску персонала. Кроме того, «Linkedin» предлагает огромное количество групп, где профессионалы со всего мира обсуждают нововведения в различных отраслях, а HR’ы публикуют вакансии. Это также очень удобная площадка для общения со своими коллегами из других стран для обмена опытом и мнениями о возможностях карьерного роста.

Кроме того, работодатели все чаще создают группы даже в таких, казалось бы «неформальных» и неспециализированных сетях, как «Facebook» с целью поддержания или улучшения своего имиджа на рынке труда и, конечно, привлечения успешных кандидатов. Участие в таких группах позволяет не только своевременно отслеживать появление новых вакансий в интересующей компании, но также больше узнать о компании «из первых уст» и даже показать себя.

Напоследок дадим несколько общих советов. Помните, что необходимо как можно более четко нарисовать себе картинку того, что вы хотите найти. Определитесь, что для вас является приоритетом: исключительно ценность опыта и содержание работы или же страна/регион/город проживания. Приготовьтесь к тому, что вам придется доказывать свою исключительность, а как следствие – действительно быть исключительно ценным специалистом, которого захотят нанять. И не просто захотят, а очень сильно захотят. И не будут готовы сделать это не прямо сейчас, с завтрашнего дня, а, скорее всего, минимум через пару месяцев после подписания контракта, т.к. вам как не гражданину стран ЕС придется ждать выдачи разрешения на работу. И компании придется тратить средства как минимум на посредников в деле общения и взаимодействия с официальными органами по поводу вас. Добавьте сюда также издержки на ваш релокейшн (переезд из страны проживания в ту страну, в которой вы будете работать), возможно также – оплату вашего жилья на первый месяц, пока вы не подыщете себе что-то более или менее постоянное. И со всем этим пониманием – в бой. Доказывать, что вы – идеальный кандидат. Успехов!

Катя и Ира

  • Svetlana

    Интересный пост, спасибо! А сайт именно для русских специалистов, желающих найти работу зарубежом, не подскажете? если нет возможности посещать зарубежные ярмарки вакансий…

  • alex

    «сайт именно для русских специалистов, желающих найти работу зарубежом»
    похоже, что существует только один такой сайт — monsterrussia.ru
    ссылка для поиска вакансий: работа в германии
    страну можно выбрать любую, интерфейс на русском, ну а вакансии обычно на английском или на языке выбранной страны