Здесь не Там / There not Here

Блог о работе в разных странах

Может ли кухарка управлять бизнесом?

Июль26

Может ли кухарка управлять бизнесом?  x 0da7a701

Может ли кухарка управлять бизнесом?  Irina GermanИрина Irina — Германия, Берлин
О «культурной» составляющей карьеры

Кажется, в одной книжке по экономике и бизнесу сказано: «Если Вам нужны свежие идеи в бизнесе, начните танцевать чечетку» (очень приблизительная цитата). Иными словами, не стоит замыкаться в узкой области — мозгу нужен приток информации из различных областей.Расширив немного идею, приходим к, казалось бы, довольно банальной формулировке: источником гибкости ума и той самой креативности, о которой модно говорить, является широта представлений о мире и отдельных его частях. Несмотря на это, мы все чаще слышим о ненужности и бесполезности некоторых школьных предметов и университетских курсов, да и вообще всякой «лишней» информации, которая отовсюду поступает.

Так получилось, что именно живя в Европе, я стала часто сталкиваться с вопиющими (на взгляд советского дитя типа меня) случаями. Вот один из них. Испаноязычная коллега, активно хлопая ресницами, выдает: «Кто-кто выступал на концерте в Потсдаме? Монсеррат Кабалье? Никогда о ней не слышала…» Нормально? На мой взгляд, едва ли.

Еще случай. Мне довелось переписываться на какие-то не очень значительные темы с одним американцем. Мой собеседник писал на своем родном языке с таким количеством ошибок, что было даже трудно читать его послания. Будучи молодой и прямолинейной, я бестактно указала товарищу на этот недостаток, попутно попытавшись пристыдить. Собеседник же без зазрения совести и агрессии разъяснил дикой девочке из России, что в прогрессивной Америке образование нацелено на подготовку специалистов в своей узкой области, и так как сам он окончил технический факультет университета, то и хорошо владеть родным языком ему необязательно.

Подобно системе образования, у бизнеса есть два варианта: можно активно применять ротацию персонала, тем самым поощряя стремление людей обзавестись видением процессов в целом, а можно использовать человеческий ресурс в качестве винтиков, отдельных деталей целого, понимание которого доступно лишь избранному кругу. (О том, что у обществ такой же выбор, мы здесь даже упоминать не будем.;))

Станет ли та испаноязычная девушка топ-менеджером? У меня большие сомнения. И не из-за риска, что во время встречи с кем-нибудь очень важным она окажется неспособной отличить Пикассо от Моне из частной коллекции, а из-за того, что руководителю требуется широкое и системное видение процессов, происходящих как внутри, так и за пределами организации, – а это видение вполне осязаемой нитью связано с разноплановыми знаниями о мире и культуре, а также привычкой их добывать ввиду наличия внутренней потребности.

Тут нет смешения понятий. Есть факт: владение информацией и понимание процессов в сегодняшнем мире – ключевые факторы успеха и независимости. Сюда же добавим способность генерировать нестандартные идеи, которые без чечетки, как мы помним, не рождаются. Ну и для полноты картины: не имея представления о мировом культурном наследии, культурных различий между членами многонационального коллектива руководитель до конца не постигнет. Но даже если ваши скромные амбиции не предполагают занятия ключевых постов в организациях, познание мира через книги и путешествия может оказаться полезным. В конце концов, раздел «Хобби» в резюме еще никто не отменял. 🙂

  • Izdato

    Мне кажется, что на работе люди делятся на три категории (простите — сам терпеть не могу искусственного деления, но здесь об этом уместно сказать): генералы, пехота и свободные художники.
    Статья адресована именно «генералам» — тем, кто хочет выйти на самый верх и «вершить судьбами». Действительно, для человека, определяющего стратегию и тактику развития бизнеса на годы вперед, очень важно обладать широким кругозором, эрудицией, интуицией и чутьем. Большинство из тех, с кем мне приходилось общаться за рубежом подобными качествами не обладали. Как говорил Задорнов «в Америке есть всего несколько тысяч умных евреев». 🙂 Но ведь и у нас такие люди встречаются довольно редко, не правда ли?
    А все потому, что армии не нужны сотни тысяч «генералов». Это элита, которой Судьба уготовила некую миссию. Но каждый генерал нуждается в «пехоте» — тех самых узко-заточенных специалистах, досконально знающих свою область и не обладающих чрезмерной фантазией и бурной инициативой, которые могут стать помехой в осуществлении великого плана.
    Любой начальник ищет «идеального исполнителя» — умного, квалифицированного, но послушного. По-моему, Суворов сказал о том, что битву выигрывает солдат, а проигрывает генерал.
    К чему я все это?
    Я не великий знаток тонкостей образования. Поэтому просто хочу поставить вопрос: а может быть западная система подготовки специалистов в какой-то мере имеет право на жизнь? Уровень экономики и развития технологий в промышленности говорит за этот тезис.
    Хотя меня тоже искренне возмущает, что какой-нибудь «Билли» может сказать, что Толстой — это город на Аляске (пример из реальной жизни).
    А вот категория «свободные художники» — это тема для отдельного разговора. 🙂

  • GriGre

    Тема культурных различий глубока и терниста. С одной стороны, я могу согласиться с Ириной, что широкий кругозор позволяет мыслить иначе, искать новые решения и применять старые по-другому, что безусловно помогает в бизнесе. Как же иногда удивляются наши иностранные коллеги нестандартной отечественной смекалке)) С другой стороны, с Артемом тоже можно согласится, что на западе есть определенная модель ведения бизнеса, где все «заточено» на результат, шаг вправо или шаг влево чревато остановкой этого механизма и грозит сотруднику увольнением. Поэтому можно долго рассуждать какая модель эффективнее, важно подходит ли она вам. А уж примеров культурных различий в этих моделях существует превеликое множество.

    Однажды, жарким летним днем в далеком и солнечном Лос-Анджелесе после работы я сидел на автобусной остановке с приятелем из Франции. Рядом сидели американки и услышав забавный французский акцент спросили моего приятеля откуда он.
    «Из Франции? Ммм.. интересно..» Дальше, после небольшой паузы, видимо вспоминая карту мира, на полном серьезе последовал вопрос, который до сих пор вводит меня в состояние шока: «А у вас во Франции электричество есть…?» на положительный ответ они ответили нам знакомой фразой: «Oh really???».

    После этого я задумался, если в голове этой девочки возникает такой вопрос про Францию, то что же будет когда она спросит про матушку Россию? К моему счастью подошел наш автобус и увез нас домой, подальше от пропасти культурных различий и пробелов в истории и географии.

    Конечно все это можно списать на возраст, школьниц или студенток, но есть и другой пример. Существуют представления, что некоторые американцы до сих пор живут во времена холодной войны и даже не представляют, что она уже давно кончилась. Например, пару раз, когда я говорил, что я из России мне отвечали:
    — А парень ты из USSR!
    — Нет я из России, СССР уже давно распался на отдельные государства, на что я получал уже до боли знакомый ответ, «Oh really???»

    Американцы порой напоминают индейцев времен Колумба, когда конкистадоры выменивали золото на зеркальце и безделушки. По-своему наивные и не смотрящие дальше своего носа. Тем не менее, у них есть свои ценности, их никак нельзя упрекнуть в патриотизме, впитанном с молоком матери, и знаниях истории своей страны. Они знают наизусть названия 50 штатов в алфавитном порядке и на какой улице был убит Кеннеди. А на любом торжественном событии, где играет национальный гимн, почти нет тех, кто не держал бы руку у сердца и не пел гимн. В этом есть что-то особенное, то, что заставляет задуматься что важно, а что нет. Поэтому невольно возник вопрос. А вы знаете слова национального гимна? Количество федеральных округов своей страны? Или просто, где находится Хакасия?))

  • http://monsterrussia.ru le_Soleev

    Лично мне не приходилось оказываться за рубежом в таких условиях, когда бы я мог в полной мере прочувствовать на себе всю разницу их и нашей «школ». Но думаю, что из-за смены системы образования\воспитания мы сможем увидеть подобное в своей стране через пару, тройку поколений.

    Хочу привести цитату. Статья не совсем по нашей теме, но всё же.
    Сергей Вячеславович Савельев — доктор биологических наук, профессор, руководитель отдела эмбриологии НИИ морфологии человека РАМН. Из ответов на вопросы читателей сайта «Наука и жизнь» (2006й):

    «Неправда, что современный российский школьник получает больше информации. Учебники по сравнению с 70-ми годами упрощены. Сейчас мы идем к западному образцу, который и нацелен на то, чтобы держать максимальное количество людей при минимальном уровне знаний. То есть на таком, чтобы потом, если понадобится, можно было обучить. У нас был другой принцип – нас обучали всему, и это могло не понадобиться.

    Болонская система – это уничтожение высшего образования. Сейчас в медицинских вузах планируется ликвидировать 400 кафедр. То есть задача — уменьшить, минимизировать интеллектуальный статус врачей. А потом выдергивать из этой массы отдельных интеллектуалов и образовывать их в системе последипломного образования.

    Когда создавались компьютеры, все говорили – люди становятся умнее. Потому что программисты действительно затрачивали огромные интеллектуальные усилия на написание программ. Но сейчас же есть программы, на которых пишут школьники. Первичная информация за «надстройкой» исчезла. И они пишут программы, как складывают кубики. Сегодня даже от программистов не требуется того интеллектуального уровня, который был и необходим 10-15 лет тому назад. А что уж говорить о других областях.

    Дети, которые сегодня заканчивают 10 класс, уверены, что весь мир со всей информацией им доступен. Такого надувательства человечество еще не знало. На самом деле, информации даже на уровне учебника для медицинского училища или столярного ПТУ в Интернете не добудешь, там этого просто нет. А они уверены, что весь мир для них. Разговоры об информатизации, о базах данных и прочее – создание иллюзии…».

    Вообще материал довольно интересный, советую http://www.nkj.ru/interview/4624/

    Оттуда же:
    «Компьютер, Интернет создают иллюзию доступности информации. Но, на самом деле, серьезная информация доступна только за очень большие деньги. А человек имеет иллюзию технической оснащенности и глубочайшее непонимание того, как все это работает. Все это приводит к тому, что нагрузка на мозг непрерывно снижается. Ребенок не станет умножать в столбик, когда у него под партой калькулятор. Интеллектуальная деградация в таких условиях гарантирована и прослеживается…»

  • ArbibinsDarie

    Я тоже временами такое вижу, но как-то ранее не придавала этому значения.

  • AcceryDreakly

    Поздравляю вас Старо-Новым годом, желаю вам в новом году успехов и спасибо что вы находите время поддерживать ваш замечательный блог!

  • Vacuaciourl

    спасибо большое было очень интересно читать